Портал Belkin-labs»Путешествия»Статья
welcome!

Рассказ о путешествии во Вьетнам
Первая часть

Автор: Дмитрий Белкин

Вступление

Поздней осенью 2011 года я, конечно вместе с женой, посетил одну из теплых и экзотических стран, а именно Социалистическую Республику Вьетнам. Сейчас я буду делиться с вами воспоминаниями и впечатлениями об этой своей поездке. Постараюсь написать так, чтобы она была не похожа на впечатления о поездках, которые можно в огромном количестве найти на блогах или на официальных сайтах туристических агентств. Статья эта дается мне не так, чтобы очень уж легко. Первый раз, когда я сел ее писать, у меня внезапно получился рейтинг авиакомпаний. Второй раз ни с того ни с сего получился очерк об идеальном отпуске.

Похоже, дело в том, что отдых во Вьетнаме получился немного не такой, как мы ожидали. Но в целом нам понравилось. Лучше обо всем по порядку.

Как мы выбрали Вьетнам

Традиционно осенью мы ездим отдыхать «на море». С годами мы четко уяснили себе, что самое лучшее «море» - это океан. Конечно, я не географ, но понимаю, что просто так найти океан довольно сложно. Бывает смотришь на карту и думаешь - «Как замечательно! Купался в Индийском океане!» А потом вглядываешься, или увеличиваешь масштаб и видишь на карте уточнение, что это и не океан вовсе, а море. Андаманское, например, или Южно-Китайское. И, называя море океаном, можно порой обидеть местных жителей и они будут вас настойчиво поправлять. А отдыхая в Арабских Эмиратах, вообще ни в море, ни в океан не заходишь даже. То, что там плещется, называется гордым словом «залив». Короче говоря, моря, заливы и все географические объекты в том же духе, являющиеся частью океанов, по нашему опыту и чище, и теплее. Кроме этого, в этом году нас поджимало время и нам не было времени слишком долго выбирать. А тут знакомые еще во Вьетнам ездили и всем на удивление понравилось. Да и, наконец, цены весьма доступные. Опять же Вьетнам на слуху. Там Соединенные Штаты в свое время побезобразничали и так ничего и не добились. Лично мне интересно было ознакомиться со страной, которая выиграла войну с самой Америкой, хоть и нашим (советским) оружием.

Кстати, самый лучший сезон начинается во Вьетнаме, как и в Тайланде, где-то с первого ноября. Поэтому выбирать и заказывать надо где-то за полтора месяца до этого срока. Иначе можно остаться без билетов, ибо направление весьма и весьма популярное.

Поскольку мы постоянно стараемся сделать наш отдых идеальным, см. статью про идеальный отдых в моем понимании, Мы заранее ознакомились с курортным предложением Вьетнама. В этом плане все было весьма просто, поскольку выбирать-то было практически не из чего. Во Вьетнаме действует все один разъединственный курорт с приятным для русского уха названием «Муй не». Курорт этот находится рядом с городом Фан Тхиет. Если посмотреть на спутниковой карте, можно убедиться, что это весьма и весьма приличный по размерам город. Таким образом, его размеры и близость к морю обещают возможность довольно интересного время провождения в смысле ознакомления с достопримечательностями. Сам курорт Муй не расположен, как и положено, по берегу океана в сторону от Фан Тхиета. Помня золотое правило, что каждый километр стоит денег, и порой не малых, мы выбрали гостиницу по возможности поближе к городу. Руководствовались мы не только расстоянием от города, но и отзывами отдыхающих, которых можно в достатке найти в интернете. В конце концов нами был выбран отель «Sea Lion», что в переводе означает «Морской лев».

Первые впечатления о Вьетнаме

Первые впечатления обычно бывают довольно скомканные, поскольку им предшествует 9-ти часовой перелет. Каким бы он ни был комфортабельным, см. статью о рейтинге авиакомпаний, все равно положенные часы не спишь, сидишь или лежишь в не особо обычной позе, тело ноет, некоторые его части время от времени затекают и по прилету в пункт назначения чувствуешь себя в той или иной степени разбитым.

Кстати. Первое время мы с женой пытались коротать время в длительных перелетах с помощью снотворного. Но у снотворного есть довольно неприятное свойство — оно действует с запаздыванием, то есть, выветривается еще некоторое время после того, как уже нужно проснуться и чувствовать себя выспавшимся. Поэтому в последнее время мы снотворным не пользуемся, поскольку все равно 9 часов просидеть и не заснуть сложно, а ощущения после перелета примерно одни и те же и не зависят от того, употреблялось снотворное или нет. Больше того, после снотворного, похоже, еще и хуже себя чувствуешь.

Короче говоря, прилетели мы во Вьетнам, в город Хо Ши Мин (Сайгон) строго по расписанию. Аэропорт — просто очень презентабельный. Ничуть не хуже Домодедово и по размеру и по сервису. Сервис вообще порадовал. Чемоданы выдали быстро, никакой толкучки, довольно просторно. Паспортных будок на контроле — пруд пруди и все работают. Очереди на паспортном контроле — человека три не больше. Даже в Европе такого не наблюдалось! Гражданам Российской федерации для въезда во Вьетнам достаточно показать обратный билет.

При выходе в город сразу поменяли валюту. Дело в том, что потом, и очень скоро, могут понадобиться деньги, а у тебя 100 долларов и чего с ними делать не очень понятно, поскольку ни носильщик, ни другой мелкий торговец такую купюру могут и не разменять. И может получиться так, что бутылку воды не купишь, и будешь мучиться и жаждой и стрессом, а потом поменяешь деньги по бешеным ценам в каком-нибудь магазине и жажду утолишь, а стресс усугубишь.

Не могу не отметить сервис компании CORAL, тур которой мы покупали. Нас встретил весьма приличный, я бы сказал интеллигентный вьетнамец, вполне сносно говорящий по русски. Не знаю почему, но встречал этот вьетнамец весьма мало людей. Группа у нас оказалась весьма маленькой — всего 14 человек. Конечно, маленькая группа лучше, чем толпа из 50 человек. Во-первых, толпа она и есть толпа. И ожидание автобуса, и перекличка и посадка, и высадка — все это приятнее делать индивидуально. 14 человек, правда, тоже не так плохо. А наша группа в 14 человек вообще тут же превратилась в 10. Четыре человека отделились и устроили себе индивидуальный трансфер на такси. Молодцы! Приятно иметь дело с крутыми людьми! Рядом с крутыми всегда так или иначе получается удобнее. Короче говоря, мы сели в полупустой автобус и поехали. И опять хочу похвалить партнеров фирмы CORAL. Кстати, назывались они FOCUS ASIA. Вот не просили они меня о рекламе, но своим отношением получают ее, не платя мне ни копейки. Каждой группе (нам с женой и остальным парам) принимающей стороной был преподнесен небольшой подарок, который включал местную симкарту. На этой симкарте была некая сумма денег, позволявшая разговаривать с гидом и с Москвой. Сумма, конечно, не слишком значительная, но нам хватило и на гида и на Москву. Правда в отеле мы говорили с Москвой по Скайпу!

Трансфер занимает более пяти часов. Это, скажу я вам, весьма долго и весьма тяжело. Даже не смотря на то, что автобус кондиционированный, достаточно удобный и фактически полупустой, то есть в распоряжении одного человека было практически 2 кресла.

Уличное движение Сайгона

Первый час трансфера мне очень понравился. Вьетнамец оказался таким любезным, что довольно много рассказывал о том, что происходит за окном. А за окном была реальная экзотика. Признаюсь, такое я увидел впервые в жизни. Представьте себе Москву, только большинство зданий 1-2 этажа. Народу … просто муравейник какой-то. И улицы запружены мопедами. Причем запружены — мягко сказано! Среди этих мопедов машинам, как-то, вообще делать нечего, поскольку мы привыкли к тому, что машины едут по своим полосам и в одном направлении, а на улицах Вьетнама я увидел реально броуновское движение из мопедов. Причем на одной полосе движения совсем не обязательно все мопеды едут в одну сторону! На обеих сторонах улицы мопеды едут в обе стороны и даже поперек! Есть мотопедисты, которые умудряются ехать по тротуарам навстречу довольно оживленному человеческому движению. Это, в основном, те, кто хочет более успешно, чем собратья, повернуть налево. Пока основная толпа стоит и ждет стрелку, особо прыткие пытаются прорваться на поворот по "встречке", а самые крутые — по тротуару! Первое время реально захватывало дух, ибо главные на дороге — мопеды. Меня не покидало чувство, что ни один мопед никогда не пропустит и даже не притормозит, чтобы пропустить пешехода или автомобиль. Успел пешеход увернуться — его счастье. Успел автомобиль затормозить — считай повезло (кому только из двоих?). Реально приходилось отворачиваться от дороги или глаза закрывать! Очень уж страшно ездят! Совершенно понятно, что в таких условиях разогнаться — недостижимый идеал.

Эта картина мною совершенно не надумана и не утрирована, но она больше характерна для Сайгона рано утром, часиков эдак с 6-ти до 11, когда народ на работу добирается. Из аэропорта мы ехали как раз где-то в 11 и застали самый конец часа пик. Но даже в это время уличное движение неподготовленному человеку кажется весьма и весьма экзотическим.

Плотность населения

Как я уже упоминал, гид наш был вполне интеллигентный и много нам рассказывал о достопримечательностях за окном. В том числе он отвечал на наши вопросы. Сколько же человек проживает в Сайгоне? - Сайгон — большой город, отвечает вьетнамец. В нем проживают в зависимости от сезона от 9-ти до 12 миллионов человек.

Совершенно понятно, что при отсутствии спальных районов с домами в 16 этажей, выехать из Сайгона на волю — за город, так сказать, дело не одного часа. Воля — тоже понятие относительное. Плотность населения во Вьетнаме — очень велика.

ВНИМАНИЕ Привожу фантастический пример. Чисто чтобы представить можно было.

Как бы выглядел наш разговор с вьетнамцем, если представить в Москве такую же, как во Вьетнаме, плотность населения?
Москва? Да! Большой город! В нем проживает от 9 до 12 миллионов человек. А вот Мытищи — маленький городок. В нем проживает всего миллиона 2-3, не больше. Едем дальше по Ярославскому шоссе. Дальше у нас Пушкин. А Пушкин совсем небольшой город. Там всего-то миллион человек проживает. Ну и в каждой деревне на дороге проживает тысяч по 400. И все населенные пункты в один-два этажа. А половина населения, если не больше, вообще в шалашах живут и в сараях, больше похожих на коробки из-под ксерокса! И у каждого, кто только что от груди материнской отстал, мопед Honda с автоматической коробкой передач. Ну как? Представили?

Можно ли во Вьетнаме «выехать из города»?

Я, сначала думал, что при такой ситуации город по дороге вообще никогда не кончится. Вот так едешь час, два, три — ничего за окном не меняется. Мы Сайгон уже проехали? - спрашиваем у гида. Да, говорит, проехали. По ближайшему пригороду едем. Ну и так далее. Самое интересное, что где-то после 4-х с половиной часов езды мы действительно ощутили некоторое разрежение народа за окном. Стали попадаться даже сельскохозяйственные угодья. А было бы странно, если бы их не было. Вьетнам — сельскохозяйственная страна. Там промышленно выращивают маниоку, кофе, чай, гевею, кешью и особый кактус, который дает плоды под названием «Драконье сердце». У нас он продается. Называется по-разному, но все названия тоже связаны с драконом. Это довольно большой красный чешуйчатый плод с мякотью белого цвета. Все остальные экзотические фрукты и овощи во Вьетнаме тоже выращивают, но указанные выше выращивают на экспорт. Куда все это экспортируется? Конечно в Китай. А почему именно такой набор продуктов? Да потому что из-за особенностей почвы и климата, как ни странно, во Вьетнаме растет далеко не все подряд. А кое-что растет, но дает всего один урожай в год. А такую фигню, которая плодоносит раз в год, вьетнамцы сажать избегают. Трудиться всего за один урожай в год … это как-то непонятно. Вот драконье сердце — хорошо растет, но тоже плодоносит один раз в год. Расстроились вьетнамцы по этому поводу ужасно. Но то ли какой-то ушлый фермер, то ли ученый ботаник, я не понял из рассказа нашего гида, придумал сразу после снятия плодов освещать кактус лампочкой. И вуаля! Есть два урожая! Получилась история со счастливым концом! Единственное я не понял на счет освещения. Электричество им что, бесплатно достается? Или этот плод на столько выгодный, что перекрывает затраты на электричество? А если перекрывает, то неужели так на много, что становится выгодно освещать каждое растение всю ночь мощной лампой? Но выяснять эти вопросы у гида я не стал. Подумал, что вьетнамцы не дураки, что на самом деле так и есть.

Что еще интересного мы видели во время трансфера

Где-то в середине пути мы остановились перекусить в какой-то столовке. Дали баночное пиво, баночную газировку и меню. К этому набору прилагалась молодая официантка, которая не понимала ни по английски, не по русски, ни знаки, ни жесты. Полагалось просто тыкать в меню. Я попросил стакан для пива. Эта просьба для официантки была совершенно не понятна. После довольно длительных пререканий пришла другая, которая, видимо, была старшей и поняла меня с полуслова (английского). Минут через десять нам были принесены стаканы, но они были на столько грязные, что настроение у меня сильно ухудшилось. Мы их засняли и, конечно не пользовались. Еду нам принесли тоже мало съедобную. Мне вообще досталась лапша типа Доширак. Грязные стаканы, феноменальная антисанитария придорожной забегаловки и малосъедобная пища настроения нам, конечно, не подняли. Возникло опасение, что как бы не случилось так, что питаться нам придется консервами. К счастью, впоследствии выяснилось, что эта забегаловка была исключением.

Вьетнамские избы

Проезжая многочисленные, сросшиеся друг с другом вьетнамские деревни, мы обратили внимание на то, что люди живут в весьма специфических одинаковых избах. Бывает едешь по российским деревням и удивляешься — все избы в той или иной мере одинаковые. Одни лучше, богаче, новее, других, выкрашены в разные цвета, построены из дерева или из кирпича, обиты вагонкой или отделаны сайдингом, но с точки зрения архитектуры абсолютно одинаковы. Если я не ошибаюсь, архитектурный стиль наших деревенских изб называется классицизмом и, так или иначе, имеет итальянские корни. Во вьетнамских деревнях тоже есть избы. Они совсем не похожи на русские и построены совершенно в другом стиле. Но они тоже все абсолютно одинаковы. Я сначала даже не понял, что это избы. В большинстве своем они выглядят как довольно длинный параллелепипед, типа контейнера. Впереди одно широкое окно. Сбоку пристроен вход. И у всего этого длинного сооружения плоская (естественно) и наклонная крыша. Явно угадывается восточный, буддийский стиль. Мы, как только поняли, что это избы, стали думать, какая внутри планировка. Одна комната или больше? По всему выходит, что комнаты все смежные. Опять представьте себе контейнер, разделенный поперечными перегородками. В каждой перегородке — дверь. Опять же, есть избы и по-беднее, и по-богаче. Совсем как у нас.

Плантации гевеи

Плантации гевеи весьма обширны. К стволу каждого дерева прикреплена миска, в которую собирается каучук. Деревья стоят ровно, рядами. Все ухожено и поставлено на промышленную основу. Обочины дорог, кое-где засажены рассадой той же самой гевеи. Довольно необычно. «А каучук вам зачем?» - спрашиваем мы у гида. «Каучук нам для продажи в Китай» - вежливо отзывается гид и тут же добавляет. «Но сейчас мы тоже научились перерабатывать свой собственный каучук. Создан ряд совместных предприятий по производству автомобильных шин. Некоторые созданы совместно с Россией, другие с Китаем.

Ноябрь — время сбора урожая

Ноябрь — время сбора урожая. Все дороги (обочины) внутри бесконечных населенных пунктов заняты длинными полосатыми полотнищами, на которых разложен и сушится урожай. Почему нужно сушить урожай вдоль дороги, где пылят автобусы и грузовики, мы не поняли. Возможно, так вес продукции увеличивается. Где-то он увеличивается за счет льда, а где-то за счет пыли. Это, конечно, шутка, но в каждой шутке есть, как известно, доля шутки.

Дрова

Очень популярна в деревнях заготовка дров. Я спросил — «Зачем дрова?» Гид говорит — люди готовят на открытом огне, экономят электричество и горючее. Тут я опять вспомнил про фрукт «Драконье сердце», которое освещается лампами всю ночь, но уточнять опять не стал.

Качество дороги

Качество дороги — аналогичное российскому. Это значит, что дорога чрезвычайно узкая и ухабистая. Ситуация осложняется практически отсуствием обочин. При обгоне есть опасность лобового столкновения и реально было несколько аварийных ситуаций, хотя не больше, чем в аналогичных условиях в России. Слава Богу, что водители вьетнамцы очень спокойные. Я бы сказал непробиваемые.

Оценка трансфера до отеля

Вот таким вот манером мы уже к вечеру, в темноте, прибыли в отель. Мы были абсолютно измучены. На то, чтобы добраться, у нас ушли сутки без двух часов. Получается, что при планировании отдыха необходимо учитывать, что двое суток из вашего отдыха уйдет на очень трудную и изнуряющую дорогу. Это очень и очень много. Приехав в отель, меня первый раз посетила мысль, что во второй раз я во Вьетнам уже скорее всего не приеду. Есть куча мест на земле, где не нужно так страдать для того, чтобы добраться от аэропорта до отеля.

За трансфер от аэропорта до отеля Вьетнам, как курортная страна зарабатывает двойку. И то, благодаря прекрасному отношению и сервису принимающей стороны. Иначе поставил бы единицу.

На закуску. Любят ли нас вьетнамцы?

Как я уже говорил в начале статьи, мне было интересно посмотреть на страну, победившую Соединенные Штаты Америки в неравной борьбе. В связи с этим у меня, да и не только у меня, возник вопрос, как во Вьетнаме относятся к американцам и любят ли русских? Наш «трансферный» гид был исключительно осторожен в оценках. Он как-то очень витиевато стал объяснять банальнейшие вещи, о том, что «у кого денег больше, тот и пан». Другими словами — к русским относятся хорошо, но не лучше, чем к другим туристам, а к Америке люди старшего поколения, конечно, относятся так себе, но молодежь уже нифига не помнит, книжек по истории конфликта не читает, учит в школах английский язык и повально мечтает свалить в Штаты на учебу и работу.

Другой, экскурсионный гид, женщина, тоже очень симпатичная и интеллигентная, напротив, выказала исключительную любовь к России. Мы разговорились с ней во время экскурсии в Далат. Я расскажу об этом в третьей части трилогии о Вьетнаме. Она заметила, что любит Россию, как вторую родину, потому что Россия, дескать, Вьетнаму всегда помогала, причем даже тогда, когда у самой были очень трудные времена. Рассказала, как она, вместе с другими вьетнамцами ездила работать в Россию. Причем, как я понял с ее слов, работали они практически бесплатно и по 12 часов в день. Таким образом, они (правительство Вьетнама) пытались хоть как-то скомпенсировать расходы СССР на помощь Вьетнаму. Рассказала, как жили они в переполненных общежитиях, как не было денег, как получали по 70 рублей в месяц и умудрялись отправлять что-то домой, как готовили рисовый самогон и продавали. И как к ним, ко вьетнамцам, докапывалась наша советская милиция по этому и по любому другому поводу. И какое это было сложное, но вместе с тем не такое уж плохое время.

Когда я ее слушал, я не мог отделаться от ощущения налета коммунистической идеологии в ее словах. В дальнейшем выяснилось, что она вообще к ней тяготеет, поскольку в различных достопримечательных местах, которые мы осматривали, были, конечно, материалы идеологического характера. И вот эта наша симпатичная гид очень много, можно сказать взахлеб, рассказывала о вьетнамских лидерах и не стеснялась рассказывать, какие они замечательные и кого она просто любит, а кого боготворит. Справедливости ради скажу, что она была абсолютно корректна, не навязчива и, вообще, приятно вспомнить. Опять же коммунистическая идеология постепенно становится для нас экзотикой.

Впечатления об этих разговорах вынудили меня разобраться, что же, все-таки, случилось во Вьетнаме в конце 70-х. Слава Богу, есть интернет. Я залез туда и выяснил следующее. Скажу честно, у меня глаза открылись! Плохо, не знать историю! Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Сейчас вкратце расскажу, а так любой интересующийся без труда найдет инфу.

Во Вьетнаме не было войны с Америкой! По крайней мере формально! Была война, но она была гражданская! Север Вьетнама воевал с Югом. Причем Север был коммунистический и пытался принести коммунистические идеалы на Юг. Юг не хотел коммунистических идеалов и воевал с Севером. Югу симпатизировали Соединенные Штаты Америки. Северу, сами понимаете, симпатизировал Советский Союз. Куда прискорбнее для США было то, что они вступили в боевые действия сами, а Советский Союз в войне не участвовал. Вообще! Он просто присылал оружие (ха-ха). «Гуманитарную», так сказать, помощь! В итоге получилось, что не было противостояния между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Было противостояние между двумя идеологиями! А Соединенные Штаты просто полезли на рожон, и как всегда ошиблись. Они приобрели безобразнейший имидж неумелых вояк, и, главное, политиков. Хотя на самом деле, война кончилась для США так называемым «почетным» миром. Хоть тут они постарались.

Причем зверствами отличались обе стороны. Коммунистическая идеология не мешала северянам издеваться, насиловать, потрошить и всячески унижать и осквернять своих южных земляков, особенно тех, кто не желал примыкать и помогать...

Получается, что вьетнамцам нас особо любить-то и не за что вовсе! Тем более, в случае отдыха на юге. Но зато и ненавидеть нас им не за что. Получается, что отношение к россиянам во Вьетнаме варьируются от любви (у северных вьетнамцев, где коммунистическая идеология более сильная) до нейтрального отношения, не хуже, чем к любому иностранцу. Ну что же! Нельзя не поразиться дальновидности и мудрости политики Советского Союза в те далекие времена. Напоминаю, что война закончилась в 1975 году.

Надеюсь, первую часть очерка было интересно читать!

На очереди рассказ об отеле, море, питании, культурной программе и посещении города Фан Тхиет. Ждать не долго!

Статья создана 30.12.2011
Похожие материалы - отбираем по ключевым словам